Почему нам необходимо больше впечатлений
Огромное количество людей находится в вечной погоне за счастьем. Еще больше — думают, что деньги помогут сделать их счастливее, но после удовлетворения их очередной потребностей они вдруг обнаруживают, что счастливее не стали. И тут возникает один из важных и фундаментальных вопросов: как же все таки правильно распределить деньги, которых у нас не бесконечное количество?
Следуя логике, мы можем предположить, что же движет людьми когда они тратят деньги, как оказывается, большинство тратят свои кровные на физический объект, объясняя это тем, что эта вещь прослужит им намного дольше и соответственно сделает нас счастливее, но согласно последним исследованиям, вспышки впечатлений, буря эмоций и наше моментальное счастье гораздо важнее для людей, нежели физический объект.
Привычки являются одним из врагов счастья. Мы покупаем вещи и становимся счастливее. Но только на время. Новые вещи сначала нас увлекают, а затем мы к ним привыкаем.
Профессор психологии Томас Гилович предлагает вместо последней модели iPhone или BMW осчастливить себя новым опытом: сходить на художественную выставку, провести какое-то мероприятие на свежем воздухе, обучиться чему-то новому или попутешествовать.
Да, деньги покупают счастье, но только до определенного момента. Психологические исследования продемонстрировали, что ощущение радости от осуществленной покупки и, скажем, совершенного путешествия вначале примерно одинаково. Но со временем срабатывает адаптация, человек привыкает к вожделенной вещи, и удовлетворенность от нее постепенно уменьшается, тогда как удовлетворение от путешествия, на которое были потрачены деньги, увеличивается.
Это противоречит здравому смыслу, но материальный объект, который может находиться у нас долгое время, не делает нас такими же счастливыми, как однажды пережитый опыт. По иронии, то, что материальная вещь у нас в жизни присутствует постоянно, работает против нее: к ней легче привыкнуть. Она отходит на задний план и становится частью новой нормы. Материальные приобретения перестают нас радовать, а переживания укореняются в нас и становятся частью нашей личности.
Вам могут очень нравиться ваши вещи, вы даже можете полагать, что ваша личность связана с ними, но все же они находятся отдельно от вас. При этом переживания действительно являются частью вас. Мы – это совокупность всего нашего опыта.
Мы разделяем наш опыт с другими людьми, и у нас гораздо больше шансов почувствовать связь с тем, с кем мы провели отпуск в Боготе, нежели с тем, кто купил такой же телевизор. Мы также менее склонны сравнивать наши переживания с чьими-то еще. Нам легче сравнивать материальные блага (Сколько карат в вашем кольце? Какова скорость вашего процессора?). Люди сравнивают то, что легче поддается сравнению.
Подобные исследования психологов ориентированы на тех, кто хотел бы получить максимальную радость в обмен на свои инвестиции, а также на работодателей, которым нужны счастливые работники, и на политиков, которым нужны благополучные граждане.